Новые «сказки» для русского народного оркестра.

    В Большом зале Российской Академии музыки им. Гнесиных состоялся концерт Клуба молодых композиторов, посвященный народному оркестру.

    Какие ассоциации вызывает у Вас народный оркестр? Какой должна быть сегодня музыка для народных инструментов? Этими вопросами всерьез задаются не только организаторы концертов Клуба молодых композиторов - Ирина Минакова и Даша Полевая , но и сами исполнители на народных инструментах. Концерт Клуба состоялся 8 декабря в Большом зале Академии музыки им. Гнесиных. Он прошел под названием-лозунгом «Молодые композиторы - молодым дирижерам» и стал возможностью пополнить репертуар народного оркестра новыми сочинениями. Не для кого не секрет, что исполнители на народных инструментах остро нуждаются в профессиональном репертуаре: и в эффектном, блестящем, и в глубоком, выходящем за круг образов «Утушки луговой».

    Композиторы сегодня стремятся, чтобы их музыка была востребована исполнителями и слушателями. Каждый из них, приступая к сочинению, решает, иногда неосознанно, ряд вопросов. Обратиться к ожидаемым от оркестра «картинам широты русских просторов» или новому кругу образов? Предпочесть диалог с традицией русской песни или с классиками русской и западной музыки? Предпринять рискованный поиск нового языка или использовать привычные приемы игры, подсказанные исполнителями?

    Слушательская аудитория на концерте оказалась пока немногочисленной, к искреннему сожалению организаторов, - лишь «истинные ценители» и профессионалы. «К сожалению» - потому что произведения для оркестра, тем более оркестра народных инструментов, обращены к широкому кругу людей, а не только к профессионалам или знатокам.

     Каждый из представленных авторов имеет собственные ощущения пути развития музыки для народного оркестра. Илья Цуканов и Алексей Соколов обращаются к образам русских сказок, имея ввиду творчество русских композиторов, черпавших вдохновение в мелодике русских песен. «Сказки севера» Алексея Соколова звучали в заключение концерта. Их динамизм, своеобразная красочность инструментовки отвлекли внимание слушателей от отыскивания в кармане номерков из гардероба. Сюита Ильи Цуканова «Сказки русского леса» для домры с оркестром (солистка Мария Гусева, лауреат международного конкурса) была выдержана в духе эпической картинности, не поражающей оригинальностью и яркостью мелодических идей. Оркестр для автора явно стоял на первом месте, и возможностей показать солистку нашлось немного. Обещанный в программке заключающий сюиту «гимн Руси» не убедил слушателей в окончании произведения, и дирижеру Николаю Фролову пришлось показать окончание, повернувшись лицом к залу. Возможно, слушатели составили бы себе более верное представление о новой музыке, если бы оркестр исполнил её профессионально, не напоминая по ходу исполнения анекдоты про опоздавшего к своему соло оркестранту.

    Даша Полевая представила «Балладу реки Великой» , музыка которой не нарушает инерции восприятия названия, и выдержана в духе традиций работы с русской интонационностью. Актуальна ли эта тема сегодня? Она существует в русле интереса к фольклору и славянской истории, связанном со стремлением к осознанию своих истоков. Елена Расстрыгина в «Вариациях на тему Шостаковича» также сознательно сконцентрировалась на «типично русских образах»: «певец Баян, Камаринская, картина русской дороги», однако возвышенная прозрачность и тонкость прелюдии Шостаковича си-бемоль минор (тема которой лежит в основе вариаций) не оказалась востребована. Возможно первоначальный замысел подражания звучания народному оркестру (вариации, по словам автора создавались как произведение для фортепиано) - следовательно, самому типичному, самому узнаваемому в звучании народных инструментов - стеснил композитора в использовании большего круга возможностей самого оркестра.

     Сюита Ирины Минаковой носит название «Волшебник изумрудного города» (для балалайки с оркестром). Это единственное в концерте сочинение, отвлеченное от русской народной тематики. Композитор показывает, что и сегодня в сочетаниях звучаний привычных инструментов можно отыскать новые краски. В народном оркестре Ирина находит возможности, чтобы создать завораживающее звучание картин Изумрудного города. Солист Игорь Мозговой (ассистент-стажер РАМ им. Гнесиных) выгодно дополнял яркое звучание оркестра утонченным исполнением своих соло.

Концерт удался, несмотря на то, что по-прежнему перед композиторами и исполнителями стоит множество задач, которые ещё предстоит решить. Его значение как Первого концерта Клуба молодых композиторов, посвященного музыке для народного оркестра, будет возрастать, если он станет началом долгого творческого сотрудничества молодых композиторов и исполнителей.

    Думается, этому немало будет способствовать конкурс им. Шишакова.

Кожанова.Е.А

(статья в журнале «Народник» №4 2005 г.)

Новости

30 октября 2010

"Бездонный горшочек"

Добавлен новый раздел на сайте, посвященный отделению музыкального театра "Бездонный горшочек"

03 ноября 2010

Юбилейный концерт музыкального отделения Псковского Областного Колледжа Искусств им. Н.А. Римского-Корсакова

3 ноября 2010 года во Пскове состоялось празднование 50-летнего Юбилея Псковского Областного Музыкального учил…

04 декабря 2010

Хемуль, который любил тишину

4 декабря, 14.00, камерный зал Московской филармонии Триумфальная площадь 4/31 Музыкальная композиция по мотивам …

16 апреля 2011

Времена года в волшебном лесу

«Времена года в волшебном лесу». Музыкальная композиция по сказкам Сергея Козлова16 апреля14.00Абонемент: …

31 мая 2011

Свобода звука

31 мая в 19:00 Концерт – презентация ансамбля современной музыки "СВОБОДА ЗВУКА"Малый зал РАМ имени Гнесиных (…

28 мая 2012

46 Всероссийского Пушкинского праздника поэзии

c 1 по 10 июняПсковская область1 июня (пятница)с. Михайловское, Колония литераторов12.00«Выставка одного предмет…

© Dashpov

Создать бесплатный сайт с uCoz